Локомотив ТЭМ-18 2005 года выпуска приобретен предприятием в 2011-м. После года эксплуатации был проведен средний ремонт, затем проводилось регулярное техническое обслуживание. Почти десять лет тепловоз служил на карьере, пока не подошел срок капитального ремонта.
Состояние тоже оставляло желать лучшего. В 2020 году было принято решение привлечь арендованный тепловоз. В октябре 2022 года свой ТЭМ-18 отправили на капремонт в Сысертское локомотивное депо, которое справилось с поставленной задачей всего за три месяца.
– Был критичный износ колесных пар, толщина бандажей достигла предельных минимальных размеров. Их заменили на новые, – рассказал машинист-инструктор Северского гранитного карьера Андрей Салов. – Непригодным для ремонта признан блок дизеля: его стенка проржавела, из-за чего охлаждающая жидкость начала попадать в картер. Замена блока вылилась в приличную сумму. Больше всего переживали за коленчатый вал. Для определения пригодности к дальнейшей эксплуатации его даже отправляли на завод в Пензу. К счастью, его удалось реанимировать, благодаря чему мы смогли значительно сэкономить. Покупка нового обошлась бы чуть ли не в половину стоимости самого тепловоза!
При капитальном ремонте проводятся браковочные замеры всех деталей. Отслужившие и изношенные заменяют новыми, а те, которые еще пригодны, восстанавливают. К наиболее кропотливой и дорогостоящей работе можно отнести дефектовку шатунно-поршневой группы, которая предусматривает замеры и устранение неисправностей в системе.
Тепловоз вернулся на предприятие в январе. Акт допуска на пути инфраструктуры РЖД был оперативно подписан. Локомотив вновь приступил к работе, благодаря чему от арендованного отказались.